Алексей Налимов
руководитель группы
Какие стороны работы привлекают вас больше всего?
В группе компаний «Нетрика» я работаю почти 2 года. Мне интересны сами проекты, интересно делать что-то полезное. То, что используется не в каком-то узком семейном кругу, а в масштабе, как минимум, региона, на всех уровнях образования и с большими перспективами выхода проектов на общероссийский уровень. Здорово, что это все приносит реальную пользу при каждодневной эксплуатации, упрощает жизнь людям.
Какие проекты были самыми интересными и почему?
Наше основное направление, в котором непосредственно я задействован, – это система «Параграф». Сам проект уже достаточно старый: «Параграф» существует более 10 лет, и над ним на разных этапах трудилось большое количество разработчиков Интересен он, в первую очередь, тем, что он охватывает весь город, начиная от образовательных организаций, заканчивая уровнем Комитета по образованию. Этот проект масштабный, он установлен в большом количестве организаций по всему городу: это школы, детские сады, около двух тысяч организаций в общей сложности, соответственно, это интересно с точки зрения различных подходов к эксплуатации в разных организациях, с разным набором технологий, которыми пользуются. Сам по себе «Параграф» очень интересный, и приятно, что я могу приложить руки к его улучшению: направление улучшений понятно, и есть, куда развиваться, это самое интересное. Другое направление, которое мы делаем, которое тоже очень-очень интересное – это система автоматизированного тестирования обучающихся. Причем есть старое решение, которое нам досталось «по наследству» и которое мы сейчас переводим на новый уровень. Очень хотелось бы, чтобы это решение заняло свою нишу, может быть, даже в масштабах страны.
Работали ли вы раньше в компаниях, которые работают с коммерческим сектором?
До прихода в «Нетрику» я около 12 лет работал в секторе B2B, в области промышленной автоматики, в таких сферах, как металлургия, химия, нефтехимия, энергетика. При этом, с точки зрения организации рабочего процесса, я бы не сказал, что были какие-то существенные отличия — за исключением, наверное, того, что более распределенный процесс общения с заказчиками. То есть, так или иначе, в бизнесе техническим сотрудникам приходится больше уделять внимания общению именно с заказчиками. В «Нетрике» есть люди, которые занимаются реализацией проекта, и есть сотрудники, которые работают с заказчиком. Руководитель проекта и руководство компании общаются с заказчиком, а непосредственно реализация проекта формально находится в стороне.
То есть, когда вы работаете с госзаказчиком, часть команды экранирована от заказчика вообще?
Да. С точки зрения сопровождения проекта, заключения контрактов и так далее. А с коммерческим заказчиком все, так или иначе, вовлечены в процесс, начиная с этапа обследования, когда к заказчику приезжает, в первую очередь, технический специалист. Это зависит в большей степени от уровня проектов, потому что у «Нетрики» тоже достаточно крупные проекты и крупный заказчик — государство.
Если сравнивать работу с госзаказчиком и с коммерческим заказчиком, что нравится лично вам?
Чтобы получить качественный результат, необходимо общаться с конечным заказчиком, который непосредственно «на земле». В этом есть и плюсы, и минусы. Понятно, что контракты заключаются руководством и сдаются руководству в конечном итоге. Но никогда нельзя работать «на уровне бумажки». И тот, кто глубже погружен в процесс, в конечном итоге выигрывает. Вот это вот, наверное, самое интересное.
Вы же общаетесь с заказчиком?
Да.
Насколько вообще сейчас формально или неформально это общение?
В большинстве случаев ни в государственных, ни в коммерческих контрактах формализма сильного нет. Хотя бывают и заказчики, и подрядчики, где он был бы полезен.
Какие профессиональные качества важны для человека, который работает в IT-компании, которая работает, в свою очередь, на госзаказчика?
Самоорганизация, это в первую очередь. Важна стрессоустойчивость – во время сдачи проектов нагрузка возрастает. Профессионализм — он всегда актуален, но я бы сказал, что он все-таки на третьем месте, по сравнению со всем прочим.
Почему именно самоорганизация?
Все процессы не идеальны. С одной стороны, обеспечить жесткий формализм и какую-то строгую иерархию, скажем, как винтики в машине – это не очень правильный подход к организации бизнеса, ни в случае с госзаказчиком, ни в бизнесе. Но другая крайность – это излишняя вольность, когда непонятно, кто за что отвечает. Поэтому самоорганизация и умение выделять приоритеты в работе, и какие-то задачи двигать вперед, ставить их на первое место – это, на мой взгляд, в данном случае первое, на что нужно обращать внимание.
Какие профессиональные навыки Вам удалось развить за время работы в «Нетрике»?
Учитывая, что все технологии сейчас, так или иначе, движутся в веб, в сторону тонких клиентов, мне удалось хорошо подтянуть навыки в этой области.
Есть ли какие-то вещи, которых Вам не хватает для Вашей работы или которые раздражают?
Планирование, подход к планированию. Наиболее раздражающий аспект в работе – это то, что проекты имеют привычку оттягиваться до некоторой точки, после чего это все падает снежным комом и необходимо в экстренном режиме их разруливать.
Это с какой стороны происходит: у госзаказчика так или внутри компании?
Бывает по-разному. Иногда заказчики затягивают до последнего принятие решения по проекту, когда времени на реализацию уже не остается. Бывает, что планы, которые компания для себя расставляет, вдруг неожиданно нарушаются неожиданными переменами у заказчиков, требованиями в течение недели что-то срочно переделать, а эта неделя уже была распланирована для других задач.
Есть стереотип, что работать с госсектором скучно и морально тяжело, насколько он правдив?
Любую работу, наверное, когда-то становится скучно делать. Наверное, есть какие-то проекты, где требуется монотонная ежедневная работа, где ничего нового не происходит. Но в нашем случае, по крайней мере, в области образования, у нас всегда что-то новое, интересное, и горизонт планирования очень далекий, всегда есть что делать, всегда можно отвлечься на какие-то параллельные проекты. Поэтому у нас скучно не бывает.
Был ли какой-нибудь случай, который вы запомнили, ситуация, в которой вы сказали себе: «Да, а здорово, что я работаю с госзаказчиком», можете такое вспомнить?
Не могу сказать, чтобы на моей памяти были настолько такие яркие впечатления, скорее это общее ощущение от работы. В госсекторе попадаются очень интересные проекты, масштаб которых для коммерческих заказчиков сложно достижим. У нас в стране, к сожалению, реально больших проектов коммерческих мало, просто за счет меньшего количества денег в отраслях. А с госзаказчиком, с масштабом регионального или федерального уровня, есть простор для творчества.
Чисто по-человечески, интересно с ними работать?
С заказчиком?
Да. На Ваш взгляд.
Это все от людей зависит, потому что у нас проекты разные. Но в конечном итоге качество проекта определяется людьми с обеих сторон. Нам в этом смысле хорошо, мы работаем с очень интересными людьми в СПбЦОКОиИТ. Они опытные и знают, как все это работает. И, собственно, мы учимся у них, мы погружаемся сами в это хозяйство, и это интересно. Ну и, соответственно, в какой-то момент мы уже понимаем, что им можем показать.
Вернуться